
Базовая модель и стандарты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ
Базовая модель первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) должна быть реализована на региональном (местном) уровне с учетом его специфики, но на основе единых стандартов профилактики, поддерживаемых федеральным центром.
Региональный (местный) компонент включает следующие составляющие:
1. Ведущаяся собственными силами профилактическая деятельность, то есть, опыт успешных оригинальных профилактических разработок.
2. Учет специфики региональных (местных) условий (климато-географических, демографических, социально-экономических, культуральных).
3. Кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность.
4. Предшествующие позитивный и негативный опыт профилактической работы, установки и ожидания в обществе и в целевых группах.
Федеральный компонент задает стандарт профилактической деятельности на основе следующих принципов:
- координация профилактической работы в регионе специальной координационной группой, придерживающейся федеральных стандартов профилактики;
- системная и дифференцированная работа со всеми контингентами (не имеющими опыта приема ПАВ, экспериментаторами", проблемными потребителями ПАВ) и во всех сферах профилактической деятельности, с охватом всех основных значимых других лиц;
- сочетание инициирующих и поддерживающих профилактических интервенций;
- обучающие циклы ( тренинг тренеров", равные - равным");
- саморазвитие и формирование актива во всех целевых группах;
- циклическое расширение охвата;
- оценка (мониторинг) ситуации и мониторинг эффективности профилактической программ.
Первоочередная задача профилактики - работа с подростковым контингентом, так как именно в этом возрасте происходит массовое вовлечение в употребление ПАВ. Федеральные стандарты первичной профилактики зависимости от ПАВ осуществляются во всех основных сферах жизнедеятельности учащихся и должны включать следующие компоненты:
1. Учащиеся
1.1. Предоставление информации
1.1.1. О себе (потребностная характеристика).
1.1.2. О ПАВ.
1.2. Тренинг умений. Умения распознавать и удовлетворять собственные потребности.
1.2.1. Тренинг ассертивности.
1.2.2. Работа с агрессией.
1.3.Тренинг коммуникативных умений.
1.3.1. Базовые навыки общения.
1.3.2. Навыки общения со значимыми другими лицами (ЗДЛ).
1.4. Навыки совладания.
1.4.1. Психическая саморегуляция.
1.4.2. Проблемно-ориентированная психотерапия.
1.5. Дифференциация и санация.
1.6. Формирование актива.
2. Педагоги
2.1. Предоставление информации.
2.1.1. О себе (потребностная характеристика).
2.1.2. Об учащихся (потребностная характеристика).
2.1.3. О ПАВ.
2.3.Тренинг коммуникативных умений.
2.3.1. Тренинг профессионального общения.
2.4. Навыки совладания.
2.4.1. Психическая саморегуляция.
2.4.2. Проблемно-ориентированная психотерапия.
2.5. Коррекция синдрома выгорания".
2.6. Дифференциация и санация.
1.6. Формирование актива.
3. Родители.
3.1. Предоставление информации.
3.1.1. О семье.
3.1.2. О ПАВ.
3.2. Семейное консультирование.
3.2.1. Тренинг родительско-родительских отношений.
3.2.2. Тренинг родительско-детских отношений.
3.3. Дифференциация и санация.
1.6. Формирование актива.
4. Досуговые лидеры и иные ЗДЛ.
4.1.Образование контактных зон с возможностью консультирования и получения информации.
4.2. Стимуляция разрядочных видов деятельности.
4.3. Контроль проПАВных" видов деятельности.
4.4. Развитие контрПАВных" видов деятельности.
4.5. Развитие волонтерского движения.
4.6. Работа с лидерами.
1.6. Формирование актива.
На страницах нашего сайта, Вы можете ознакомиться с нашей программой реабилитации «ВЕРШИНА». Получить бесплатную консультацию в разделе "вопрос/ответ ",проконсультироваться по вопросам лечения наркомании, либо лечения алкоголизма по телефону.